Телефонных мошенников стали вербовать в Эстонии

Телефонных мошенников стали вербовать в Эстонии

Передача "Очевидец" совместно с Äripäev провела журналистский эксперимент с целью выяснить, действительно ли в преступных колл-центрах работают эстоноговорящие жители Эстонии или преступники используют искусственный интеллект.

На работу телефонным мошенником. За обман предлагают хорошие деньги и красивый офис. Единственное требование – знание языка

Общение с мошенниками шло через Telegram. «Место спокойное, интересное, немного такое, как древний город», – так описывают город, куда нужно приехать, чтобы начать заниматься обманом своих соотечественников.

«Он едет работать в Украину. Будет звонить по эстонским фирмам под руководством людей, грабить их, зарабатывать себе деньги», – говорит мужской голос.

Он не знает, что разговаривает с журналистами. Мы сидим в редакционной переговорной; на столе – телефон с открытым мессенджером Telegram.
На экране – аккаунт с котом на аватарке, из динамика звучит человеческий голос.

Последние пару недель он общался с нами, потому что мы предложили свои услуги организаторам мошенничества. Он обещал хорошие деньги, бонусы и красивый офис. От нас ему нужно было только одно – знание эстонского языка.

"Очевидец": телефонных мошенников стали вербовать в Эстонии

Передача "Очевидец" совместно с Äripäev провела журналистский эксперимент с целью выяснить, действительно ли в преступных колл-центрах работают эстоноговорящие жители Эстонии или преступники используют искусственный интеллект.

Телефонные мошенники начали активно нанимать жителей стран Европейского союза, свободно говорящих на языках своих государств, в том числе и жителей Эстонии, свободно говорящих на эстонском. Этот новый тренд, по данным полиции, появился в начале прошлого года и быстро набрал обороты. Преступные колл-центры стали целенаправленно атаковать не только частных лиц, но и предпринимателей, что привело к резкому росту ущерба - в Эстонии он достиг рекордных 29 миллионов евро.

В конце октября прошлого года директор Repost - одного из подразделений издательского дома Äripäev - Андрус Вахер стал жертвой телефонных мошенников. Его история - одна из тысяч подобных, однако в ней есть несколько тревожных особенностей: преступники свободно говорили на эстонском языке, а один из них даже связался с Вахером по видеосвязи, выдавая себя за сотрудника полиции.

"Это был абсолютно обычный эстонский язык. Точно не выученный", - вспомнил Вахер.

По его словам, во время видеозвонка человек показал удостоверение и выглядел так же, как сотрудник полиции на официальном сайте. "Я не каждый день смотрю полицейские удостоверения и не знаю, как они должны выглядеть, но на экране был обычный полицейский, говоривший на чистом эстонском языке", - сказал он.

Первый звонок - от имени Elektrilevi

В один из понедельников Вахер находился в офисе, когда ему позвонили с незнакомого эстонского номера. Звонивший представился сотрудником Elektrilevi и сообщил о необходимости заменить электросчетчик. Для подтверждения согласия мужчину попросили ввести PIN-код по присланной ссылке.

"Я знал, что такое происходит - что звонят и пытаются получить чужие PIN-коды. Думал: какие дураки могут их кому-то сообщать", - признался Вахер.

Несмотря на появившиеся сомнения, он все же ввел код. После завершения разговора проверил счет - деньги были на месте.

Как объясняет руководитель отдела по расследованию экономических преступлений Центральной криминальной полиции Яагуп Тоомпуу, даже если кража не происходит сразу, получив доступ к эстонским порталам, мошенники начинают собирать подробную информацию о человеке.

"Помимо номера телефона и личного кода они могут много узнать о вас: ваших детях, супруге, недвижимости, бизнесе. Эти данные остаются у них - их могут продать или использовать через несколько лет", - отметил Тоомпуу.

Стандартная схема: напугать и предложить помощь

Через несколько минут после первого звонка Вахеру позвонили якобы из банка. "Старший специалист по кибербезопасности" сообщил, что мошенники создали фиктный Smart-ID и пытаются получить доступ к банковским счетам.

После этого мошенники предложили срочно "стереть Smart-ID" и дать показания полиции - для этого нужно было перейти в WhatsApp. Там с Вахером связался лжеполицейский.

По словам пострадавшего, трое звонивших - якобы представитель Elektrilevi, якобы сотрудник банка и лжеполицейский - по голосу были разными людьми и говорили на безупречном эстонском.

В полиции подтверждают: подобная тенденция появилась сравнительно недавно.

"Первые эксперименты с разговорами на эстонском мы заметили в начале 2025 года. Сначала использовали Google Translate, но примерно с апреля появились свободно говорящие люди", - рассказал Тоомпуу. В прошлом году мошенники чаще всего представлялись сотрудниками Кассы здоровья, Elektrilevi или Департамента социального страхования.

Эксперимент журналистов: кто стоит за звонками

Передача "Очевидец" совместно с Äripäev решила проверить, действительно ли в скам-центрах работают реальные жители Эстонии. Журналисты нашли в Telegram объявление о работе и связались с вербовщиком под видом соискателей.

Тот сразу предупредил, что речь не идет о "официально лицензированной компании" и никаких юридических договоров не будет.

Позже он сообщил, что центр находится в украинском Ужгороде - недалеко от границ Словакии и Венгрии - и пообещал организовать разговор с эстонцем, который проверит знание языка.

Разговор несколько раз переносили, объясняя это тем, что сотрудники "сидят на трубках" и работают с клиентами. В итоге менеджер центра рассказал, что в нем работают семь жителей Эстонии, а недавно трое уехали домой в отпуск. Эта информация совпадает с оценками полиции.

"По имеющимся у нас данным - примерно от пяти до десяти человек. Возраст очень разный, есть и мужчины, и женщины. Они прекрасно понимают, чем занимаются, поэтому мы можем привлечь их к ответственности", - подчеркнул Тоомпуу.

Точное число завербованных установить сложно, поскольку реестра телефонных мошенников не существует. По словам полицейского, случайных людей в такие центры не берут: объявления распространяются в закрытых группах, и откликающиеся обычно осознают, что будут выманивать деньги.

"Эстонцы, идущие на такую работу, должны понимать: участие в преступной группе грозит тюремным сроком до пяти лет", - напомнил он.

Живой человек, а не искусственный интеллект

Через неделю журналистам удалось поговорить с сотрудником центра на эстонском языке. Он отказался рассказывать о работе и заявил, что его задача - лишь проверить языковые навыки кандидатов. Это подтвердило: по ту сторону телефона находится реальный человек.

Более того, вербовщик сообщил, что центру нужны не только эстонцы, но и финны, литовцы и люди со знанием немецкого. Для немецкоязычного направления, по его словам, работа организована в Одессе, эстонцев, финнов и литовцев ждут в Ужгороде. Условия - бесплатное жилье и проезд, фиксированная ставка около 1600 евро в месяц и процент от "закрытых" сделок.

По словам Тоомпуу, это не исключительно эстонская проблема.

"Сначала звонили по-русски - особенно там, где много русскоязычных жителей. Когда эту аудиторию "обработали", начали нанимать граждан конкретных стран. То же самое происходит в Финляндии, Литве, Италии и Испании - во всех странах ЕС", - отметил он.

Сегодня такие колл-центры представляют собой "сверхпрофессиональный криминальный бизнес" со своей специализацией. Некоторые из них целенаправленно атакуют предпринимателей. "Перед атакой мошенники месяцами собирают информацию из открытых источников и соцсетей", - сказал Тоомпуу.

В прошлом году полиция зафиксировала рекордный ущерб от телефонных мошенников - 29 млн евро. Отчасти это связано именно с тем, что все чаще мишенью становятся руководители компаний и бухгалтеры.

"Маленький гонорар за учебу"

В случае героя нашей истории Андруса Вахера банкам удалось предотвратить попытку кражи средств, однако предприниматель решил полностью обновить свои банковские и мобильные данные.

"Закрыл карту, взял новую, новый мобильный номер. Даже заплатил 200 евро, потому что срочно нужна была новая ИД-карту - через день. Такой маленький гонорар за учебу, как защищаться от кибермошенников", - сказал он.

По словам Тоомпуу, связать конкретного звонящего из-за рубежа с жертвой непросто, однако полиция уже закрывала подобные центры в разных странах. Феномен эстоноговорящих мошенников пока слишком новый для эффективного международного сотрудничества - расследования требуют времени.

При этом потенциальным участникам схем нередко рассказывают, что работа безопасна и у организаторов есть "крыша". "Те, кого мы задерживали, тоже были уверены, что их не поймают, но оказалось иначе. Преступники часто не очень честны даже друг с другом", - подчеркнул он.

Победить телефонное мошенничество полностью, вероятно, невозможно, считает представитель полиции. Однако можно сделать так, чтобы работать в Эстонии преступникам стало невыгодно, а их пособники рано или поздно понесут наказание.

Similar articles:

ОбразованиеРоссия — недружественная для Эстонии страна и эстонским детям не стоило бы учить русский язык

ОбразованиеВ государственном центре профессионального образования ни учителя, ни ученики не знают эстонский язык

ОбразованиеСеверо-Восток погружается в эстонский

НаселениеЯзыки

Эстонская литератураФердинанд Иоганн Видеман


Rating: 0 Votes: 0

Comments

No comments yet. Yours will be the first!